Вопросы на собеседовании

с абитуриентами из числа выпускников профильных классов (групп) педагогической направленности учреждений общего среднего образования
Вопросы составлены в соответствии с учебной программой факультативных занятий ”Введение в педагогическую профессию“ для учащихся X - XI классов учреждений общего среднего образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 марта 2017 г. № 27
Модуль 1. ”В мире педагогической профессии“ (10 класс)
Модуль 2. ”Человек познающий: практическая психология познания“ (10 класс)
- Почему Вы решили выбрать педагогическую профессию/ конкретную педагогическую специальность?
- Что Вам кажется наиболее привлекательным в профессии педагога?
- В чем, на ваш взгляд, заключается социальная значимость педагогической профессии?
- Каково, на ваш взгляд, главное предназначение учителя?
- Каков престиж профессии педагога в современном обществе? Как, на Ваш взгляд, можно поднять престиж педагогической профессии?
- Какими вы обладаете личностными и деловыми качествами, значимыми для педагогической профессии?
- Что такое педагогическая профессия? Каково ее место среди других профессий?
- Что Вы можете сказать об основных этапах становления и развития педагогической профессии?
- Назовите выдающихся педагогов разных исторических эпох.
- В чем, на Ваш взгляд, специфика педагогической профессии?
- Раскройте тезис: ”Учитель и ученик – субъекты педагогического взаимодействия“.
- Назовите плюсы и минусы педагогической профессии.
- Что такое педагогическая деятельность?
- Что должен уметь педагог? Какими профессионально важными качествами должен обладать педагог?
- Как раскрывается образ педагога в произведениях литературы, искусства, кино?
- Из каких компонентов складывается имидж современного педагога?
- Что входит в зону профессиональной ответственности педагога?
- Какие педагогические специальности существуют в настоящее время?
- Какие новые педагогические специальности и квалификации могут появиться, на Ваш взгляд, в будущем?
- Что интересного Вы можете рассказать иностранцу об устройстве системы образования в нашей стране?
- Как Вы различаете понятия ”познание“ и ”самопознание“?
- Как Вы понимаете тезис о том, что педагог – это лидер?
- Назовите основные пункты разработанной Вами стратегии профессионального и личностного саморазвития.
- Как Вы понимаете термин ”когнитивные процессы“?
- Охарактеризуйте процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Какие вы знаете приемы рационального запоминания?
- Чем отличаются практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление?
- Что такое ”воображение“? Какова роль воображения в педагогической деятельности?
- Как Вы различаете понятия ”речь“ и ”язык“? Охарактеризуйте функцию речи как средства общения и мышления.
- Какой смысл Вы вкладываете в понятие ”педагогические способности“?
- Какой стиль педагогического общения (директивный, защитный, понимающий или уступчивый) наиболее близок вашему характеру и, по Вашему мнению, подойдет вам как будущему учителю?
Модуль 3. ”Я в педагогической профессии“ (11 класс)
Модуль 4. ”Познай самого себя“ (11 класс)
Каково значение эмпатии в деятельности педагога?
- В чем состоит различие между понятиями ”индивид“, ”личность“, ”индивидуальность“?
- Что такое ”рефлексивные способности“ педагога? Можно ли их развивать?
- Какие типы темперамента вы знаете?
- Что такое Я-концепция?
- Какая стратегия поведения педагога в конфликте, по вашему мнению, является самой эффективной?
- Какие причины конфликтов в социально-педагогической среде вы можете назвать?
- В каких педагогических пробах Вы участвовали? Какие из них были для Вас наиболее сложными?
- Что такое психологическая защита? Какие механизмы психологической защиты вы можете назвать?
- Что такое самооценка и как она влияет на поступки, поведение, специфику общения человека?
- Назовите основные особенности личности подростка.
- Что такое воля, и каково ее значение в личности педагога? Как вы можете объяснить высказывание Вильяма Шекспира: ”Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник“?
- Назовите свои основные достижения в учебе и других сферах деятельности (участие в выставках, олимпиадах, конкурсах и т. п.).
- Что такое эмоции? Какие положительные и негативные эмоции вы можете назвать?
- Какие типы темпераментов вы можете назвать? По вашему мнению, влияет ли тип темперамента на успешность в профессиональной деятельности педагога?
- Что такое потребности? Как вы можете охарактеризовать основные потребности учащегося первого класса и потребности учащегося десятого класса?
- ”Осознание мотивов деятельности напрямую связано с определением смысла выполняемой деятельности“. Объясните, как вы понимаете данное утверждение.
- Назовите качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности педагога.
- Для чего педагогу необходимы ”гностические способности“?
- Что такое ”портфолио педагога“? Из каких частей складывается Ваш портфолио? Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
- К каким последствиям могут приводить ошибки педагога?
- Как Вы различаете понятия ”ощущения“ и ”восприятие“?
- Какие виды внимания Вы знаете? Как поддерживать внимание обучающихся?
- Что Вы можете рассказать об организаторских способностях педагога?
- В каких общественных делах, внеклассных и внешкольных мероприятиях Вы участвовали?
- В чем проявляются коммуникативные способности педагога?
- Важно ли учителю уметь различать нормативное, альтруистическое, асоциальное поведение у учащихся? Почему?
- Каким вы видите свое профессиональное будущее (планы после окончания университета)?
- Объясните понятия ”самоорганизация“, ”самоменеджмент“, ”таймменеджмент“ в отношении к педагогической деятельности.
- Что такое стресс? Как совладающее поведение помогает педагогу справиться с трудностями?


















