ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕНТР – это комплекс современного робототехнического оборудования: 3D-принтеров, робототехнических платформ, наборов схемотехники и микроэлектроники, технических мини-лабораторий, в которых учащиеся будут осваивать практические навыки создания компьютерных игр, мобильных приложений и конструирования роботов.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
в ГУО «Глубокская районная гимназия»
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность инженерно- технического центра (далее – ИТЦ) государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» по формированию естественно-математического и инженерного мышления учащихся и использованию оборудования ИТЦ в образовательном процессе, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
1.2. Положение определяет цели, задачи, порядок организации деятельности, направления работы, структуру, финансирование ИГЦ, иное.
1.3. Настоящее положение ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» разработано на основе Дорожной карты по развитию сети инженерно-технических центров в учреждениях общего среднего образования, типового положения об инженерно-техническом центре в учреждениях общего среднего образования, материально-технических, учебно-методических и кадровых ресурсов,
1.4. В своей деятельности ИТЦ руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании. Концепцией цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы, Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, иными законодательными актами Республики Беларусь, Министерства образования в сфере образования, локальными документами структурных подразделений Витебского областного исполнительного комитета, Глубокского районного исполнительного комитета, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, настоящим положением.
1.5. ИТЦ не является юридическим лицом.
1.6. В настоящем положении применяются следующие термины и их определения:
STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) – аббревиатура четырех основных направлений, которые в настоящее время играют ведущую роль в развитии технологий: естественные науки, информационные технологии, инжиниринг, математика.
STEM-подход – практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации образовательного процесса, преимущественно в проектной форме и предполагающего практический и межпредметный характер обучения;
ИТЦ – высокотехнологичная образовательная площадка, создаваемая в учреждении общего среднего образования и позволяющая выполнять практические инженерно-технические исследования и проекты в естественно-математическом и инженерных направлениях во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, другими научно- исследовательскими и организациями;
Классы инженерной направленности – профильные классы с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология» и обязательным изучением учебной программы факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», создаются с целью ориентации учащихся на получение инженерных специальностей.
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Основная цель деятельности ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» – формирование у учащихся естественно-математического и инженерно-технического мышления, вовлечение их в техническое творчество посредством организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, выработка устойчивой мотивации к получению инженерных специальностей.
2.2. Задачи ИТЦ:
- создание современной предметно-развивающей образовательной среды для интеграции STEM-подхода в образовательный процесс;
- концентрация материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов для повышения эффективности использования STEM - подхода в решении приоритетных образовательных и воспитательных задач;
- формирование информационной и технологической культуры учащихся;
- увеличение количества учащихся, проявляющих интерес к техническому творчеству, современным технологиям, исследовательской деятельности;
- поддержка технической и инженерной составляющих в дополнительном образовании школьников, обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;
- мотивация учащихся к продолжению образования в технической и инженерной сферах, раннее знакомство с инновационными технологиями;
- совершенствование форм и методов работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам технического творчества и исследовательских работ;
- выявление одаренных учащихся, подготовка к прохождению отбора и обучения в УО «Национальный детский технопарк» для эффективного построения их профессиональной траектории;
- создание условий для адаптации и внедрения инновационных программ, созданных при участии ведущих промышленных и исследовательских предприятий и организаций в программы дополнительного образования детей и молодежи;
- повышение уровня предметно-методических компетенций педагогов по применению активных и интерактивных методов, информационно- коммуникационных технологий для формирования, метапредметных и личностных компетенций учащихся на учебных занятиях;
- организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике современного оборудования ИТЦ, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами воспитания;
- распространение эффективного педагогического опыта.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
ИТЦ осуществляет следующие виды и направления деятельности:
3.1. образовательная деятельность ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» осуществляется при реализации учебных программ основного и дополнительного образования на учебных занятиях по учебным предметам естественно-математического направления, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности, в объединениях по интересам естественно-математического и технического профилей.
3.2. Организационно-методическая деятельность ИТЦ реализуется посредством предоставления имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:
- подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, иных мероприятий, как районного, так и областного уровней;
- подготовки и экспертизы работ учащихся и педагогов;
- организации исследовательской, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся;
- организации методических консультаций по формированию естественно-математического и инженерного мышления учащихся.
3.3. Информационно-методическая работа ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» осуществляется путем:
- участия в формировании банка методической информации; изучении эффективного педагогического опыта и его распространения; внедрения инновационных образовательных технологий;
- организации и проведения педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.; проведения исследовательских, проектных работ; формирования медиатеки и интерактивных средств обучения.
ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
4.1. ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» функционирует на основании приказов начальника отдела образования Глубокского районного исполнительного комитета и директора государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия».
4.2. Создание ИТЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» и в его уставе не фиксируется.
4.3. Ежеквартально, до 2 числа месяца- начала следующего квартала ИТЦ представляют отчет по ссылке https://clck.ru/3DanxC
4.4. Ежегодно до 1 июня ИТЦ анализирует результаты проделанной работы за текущий учебный год, определяет основные направления работы на предстоящий учебный год, предоставляет отчет о проделанной работе в отдел по образованию Глубокского райисполкома.
4.5. Деятельность ИТЦ осуществляется в соответствии с настоящим положением и планом работы ИТЦ государственного учреждения образования «Глубокская районная гимназия» на учебный год, согласованным с начальником отдела образования Глубокского районного исполнительного комитета.
4.6. Деятельность ИТЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
4.7. Основанием для прекращения деятельности ИТЦ является приказ начальника отдела образования Глубокского районного исполнительного комитета.
ГЛАВА 5 СТРУКТУРА ИТЦ, РУКОВОДСТВО, КОНТРОЛЬ
5.1. Структура ИТЦ определяется ГУО «Глубокская районная гимназия» самостоятельно по согласованию с отделом образования Глубокского районного исполнительного комитета.
5.2. Непосредственное руководство деятельностью ИТЦ осуществляет педагогический работник, назначаемый приказом директора ГУО «Глубокская районная гимназия».
5.3. Контроль за деятельностью ИТЦ осуществляет директор ГУО «Глубокская районная гимназия».
ГЛАВА 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
6. Финансирование деятельности ИТЦ производится за счет бюджетных средств, выделяемых государственному учреждению образования «Глубокская районная гимназия», а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь
ГЛАВА 7 КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
7.1. Координаторами деятельности ИТЦ являются отдел по образованию Глубокского районного исполнительного комитета совместно с директором ГУО «Глубокская районная гимназия».
Координаторы:
определяют структуру и штат ИТЦ; разрабатывают локальные нормативные правовые акты: положение об ИТЦ, план работы ИТЦ; организуют использование оборудования ИТЦ учреждениями общего среднего образования Глубокского района для организации исследовательской и проектной деятельности по предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика», «Биология» и др., реализации учебных программ профильных классов инженерной направленности и факультативных занятий по направлениям «Робототехника и прототипирование», «Информационные системы и технологии», «Инженерно-техническое», «Естественнонаучное» «Архитектура и дизайн»; осуществляют реализацию на базе ИТЦ программ исследовательских (проектных) объединений по интересам технического и естественно математического профиля для учащихся учреждений общего среднего образования.
ГЛАВА 7 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящее положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.