2025 год объявлен Годом благоустройства
Танцуй, пока молодой!
Новогодняя феерия-2025
План воспитательной работы на зимних каникулах
Безопасность школьника на каникулах
Учитель – Будущее в Ваших руках!
Использование STEM-подхода в обучении
Новогодний танцевальный конкурс ... Читать далее...
  Районный смотр-конкурс ... Читать далее...
с 25.12.2024 по 07.01.2025 ... Читать далее...
XIV Республиканского рождественского фестиваля педагогического мастерства ... Читать далее...
Методический фестиваль «Инновационные процессы в образовании региона» ... Читать далее...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Романчук Лидия Анатольевна,

 учитель-методист, учитель информатики

ГУО «Глубокская районная гимназия»

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.

В наш быстротечный век человек стремится всюду успеть, всё сделать, быть в ритме событий. И я к этому стремлюсь. Труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Современное общество выдвигает ряд новых требований перед образованием. Формирование у учащихся познавательных интересов является одной из самых значимых задач. Важная роль отводится новым информационным технологиям. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации. Поэтому уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в развитие познавательной деятельности детей.

В своей педагогической деятельности для активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики я использую различные методы обучения, но считаю, что наиболее эффективным является метод проекта. Почему?

Наверное, потому, что в современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект:

      • определить дальнюю и ближнюю перспективу;
      • найти и привлечь необходимые ресурсы;
      • наметить план действий и, осуществив его,
      • оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Как любой учитель я ищу наиболее эффективные методы и формы, чтобы сделать урок интересным и полезным.  Ведь урок  - это совместная творческая деятельность учителя и ученика. Главное для меня, чтобы сорок пять минут урока стали для них частичкой интересной, честной, доброй жизни. Ведь дети приходят за знаниями.

Позвольте напомнить вам, что метод проекта появился в США во второй половине 19 века. Его основоположниками стали: Дж.И.Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс.

Идея метода проекта заключается в том, что ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить на практике.      

Википедия даёт такое определение проекта:  (Слайд)

Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт –Презентация.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проекта является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

ü   проявить себя,

ü   попробовать свои силы,

ü  приложить свои знания,

ü  принести пользу,

ü  показать публично достигнутый результат.

ü  Применение метода проекта на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: практические задания всегда выполняются на компьютере.

Метод проекта включаю в любые темы школьного курса «Информатика» и активно использую во внеклассной работе. Тесно сотрудничаю со своими коллегами и учащимися,  участвуя в различных Интернет-конкурсах, проектах, дистанционных олимпиадах,  научно-практических конференциях.

Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

Приведу примеры некоторых проектов, которые выполняют учащиеся  на уроках информатики.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания».

Результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word, Excel.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Лучшие работы распечатываются и помещаются на стенд в кабинете. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

На межшкольном факультативе с учащимися рассматриваем способы составления ребусов с применением других программ (текстовый редактор, фотошоп). Для поиска информации используем Интернет-ресурсы.

 Например, проект в виде буклета, посвящённый такой актуальной теме как «Здоровый образ жизни». Его можно разместить на листе здоровья и использовать при профилактических беседах. Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать, используя различные компьютерные программы.

Получив опыт участия в проектной деятельности, мои ученики с удовольствием участвуют в различных международных и республиканских проектах.

Например, интересным и познавательным явился международный дистанционный творческий проект «Франция известная и неизвестная» (2012 г). Он предлагал разноплановый характер заданий: виртуальное путешествие, ответы на вопросы, исследовательскую деятельность, работу в творческой лаборатории, работу со справочной литературой, франкоязычными источниками, Internet-ресурсами. Принимали участие 5 учащихся из 9-10 классов, изучающих французский язык. Здесь нужна была помощь учителей французского языка и учителя информатики. В итоге наша команда заняла 3-е место из 47 команд (а по некоторым номинациям 1-е место). Получили дипломы и подарок: мультимедийная аутентичная презентация «La belle France».

Следующий проект «Я гид по Глуботчине». С этой работой мы выступали во Дворце молодёжи в г. Минске. Проект нужно было создать на 3-х  языках: русском, белорусском и английском. Выступить в роли настоящего оператора, сняв на 7 мин.  видеофильм о Глуботчине. Защитить его, ответив на вопросы. Итог работы - 1-е место в республике. А через неделю мы уже принимали гостей из Минска и Несвижа.

Создание проекта даёт возможность работы в группах и индивидуально.

Гордостью нашей гимназии является ученик 11 КЛАССА Ловцевич Владислав. Информатикой заинтересовался ещё в 4 классе, посещая факультативные занятия, а проектной деятельностью занялся  в 6 классе, создав эскиз логотипа праздника Дня белорусской письменности в г.Глубокое. Одновременно начал работу по созданию мини-проекта исследовательской  работы сайт «День белорусской письменности» впервые за 19 лет празднования этого праздника, став лауреатом районной конференции ученических исследовательских работ "Шаг в будущее", а потом победил на областном дистанционном конкурсе проектов "Я познаю мир". Каждый год, дополняя свою работу по созданию сайта  «День белорусской письменности»,  выступил в г. Минске на XV республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта, детского и молодежного творчества «Я - грамадзянін Беларусі».

Сайт «День белорусской письменности»  пользуется большой популярностью у пользователей, его уже посетили более 20 тыс.  человек из 43 стран мира.

Продолжением этого проекта стал новый проект ««Виртуальный тур по музеям Глуботчины». 28 сентября 2013 года в учреждении образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» прошла научно- практическая конференция «Эврика», где Ловцевич Владислав за этот проект получил диплом 2-й степени.

Эти 2 проекта успешно защитил на районном, областном  этапах конкурса проектов «100 идей для Беларуси».

В январе 2014 года Республиканский экспертный Совет высоко оценил работы ученика «День белорусской письменности» и «Виртуальный тур по музеям Глыбоччыны», а сам  Владислав стал победителем республиканского этапа в номинации «Социальная сфера».

Участие в этих проектах позволило ученику стать более уверенным в себе, креативным,  раскрепоститься.

Также проект совместно с одноклассником Черкесом Евгением - проект «Мой родны край - Глыбоччына». Это их подарок к шестисотлетию города Глубокое, празднование которого будет 3 июля 2014 года. И, пользуясь случаем, я приглашаю вас на «Вишнёвый фестиваль», празднование Дня независимости  и 600 –летия города Глубокое.

О каждом из выполненных проектов можно рассказывать много. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

Например, участвуя в республиканском конкурсе  по Скретч Якубенок Виктор, ученик 9 класса, выполнил проект «Что ты знаешь о Беларуси?» и занял 3 место.

В этом учебном году Рудак Вадим, ученик 10 класса, создал проект «Библиотека для школьника» на андроид, где занял призовые места как на районном, областном, так и на республиканском уровне.

Победитель II-го Международного форума «Инновационное предпринимательство Витебской области «От малого к великому», на котором прошел конкурс «Проекты без границ», в ноябре 2016 года, в номинации «Лучшая прикладная разработка для школьников». Награжден подарочным сертификатом на тур «Новогодний экспресс в резиденцию Деда Мороза в Беловежской пуще», также получил сертификат на бесплатное обучение китайскому языку. А в декабре стал победителем областного конкурса “100 идей для Беларуси-2016” и получил путевку на республиканский конкурс.

         Я привела примеры некоторых проектов, которые выполняют учащиеся  на уроках информатики и их можно увидеть на моём блоге  http://larom2016.blogspot.com.by/.       

При использовании в образовательном процессе метода проекта происходит у детей формирование личностных качеств: любознательности, самостоятельности, целеустремленности. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся более дружными, сплочёнными, внимательными друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, учитывать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы.

 Думаю, что работа,  проводимая мною, даёт положительные результаты. Постоянно находясь в творческом поиске, пробуя новые и интересные приёмы на своих уроках и во внеклассной работе, пытаюсь сделать урок познавательным, насыщенным и интересным. Компьютер для моих учащихся стал средством, без которого невозможно обойтись в современном мире.

Помня выражение: «Обучая, учись сам», я также многому учусь у своих учеников, чтобы идти в ногу со временем. Ведь не зря моим девизом являются слова: «Всё из жизни, всё для жизни».

Когда-то Сократ сказал: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Эту миссию, как учитель информатики, я выполняю.  Ведь многие мои ученики, а также мои собственные дети,  связали свою дальнейшую  жизнь с информатикой.

Девизом  каждого учителя  сегодня пусть  станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех  сфер  нашей жизни: «Единственное счастье  в  жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Спасибо за внимание! 

 rooglub gov byministerstvo akkk eduby adyby rikz praviby voiro Glub   znai.by portalmchs brsm brpomir pravoМы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации