STEM-подход в образовании: от идеи до реализации
Романчук Лидия Анатольевна и Шимко Инна Николаевна
STEM-ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ
(мастер-класс по созданию проектов с использованием STEM-подхода в рамках инновационной деятельности)
Романчук Лидия Анатольевна, учитель информатики,
Государственное учреждение образования
«Глубокская районная гимназия»
квалификационная категория «учитель-методист»
Шимко Инна Николаевна, учитель истории и обществоведения
Государственное учреждение образования
«Глубокская районная гимназия»
квалификационная категория «учитель-методист»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию STEM-подхода в обучении учащихся.
Задачи мастер-класса: создать условия для активной работы участников мастер-класса по применению STEM-подхода в образовательной деятельности.
Планируемые результаты:
-участники мастер-класса познакомятся и углубят свои знания по применению STEM-подхода на уроках и во внеурочной деятельности;
- создадут мини-проект с использованием STEM-подхода;
- будут мотивированы на использование STEM-подхода в учебной деятельности.
Участники мастер-класса: педагоги
Материалы и оборудование: раздаточный материал для работы групп.
Ход мастер-класса
І. Организационно-мотивационный этап.
Задача: установление контакта между участниками мастер-класса, обеспечение мотивации.
Упражнение-разминка
Поднимите руки, кто готов сотрудничать.
Поднимите руки, чьи учащиеся любят проекты.
Поднимите руки, кто сам любит работать над проектом.
ІІ. Этап целеполагания.
Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий.
Мастер. Мы приглашаем вас поработать сегодня с нами вместе на мастер-классе, который называется: «STEM-подход в образовании от идеи до реализации».
Давайте определимся, что вы ожидаете от сегодняшней встречи? (Участники устно проговаривают ожидания).
ІІІ. Актуализация субъектного опыта.
Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности.
Вопросы участникам:
1) Что такое STEM?
2) Как вы оцените свои знания в области применения STEM-подхода?
IV. Операционно-познавательный этап
Задача: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания участников.
Сегодня много говорят о STEM-подходе в образовании и, в тоже время, данная практика не в полной мере используется в образовательных учреждениях. Проблема использования STEM-подхода обусловлена недостатком компетенций у педагогов, четкого понимания, как применить данный подход на практике.
Образовательная методика STEM – это инновационный способ обучения, который позволяет модернизировать способы обучения в соответствии с образовательными запросами современного общества.
STEM-программа сочетает занятия естественными науками, технологией, инженерией и математикой. Учащиеся охватывают несколько областей знаний, получают шанс использовать информацию, проверить факты на собственном опыте.
Естественные науки- обьясняют законы природы.
Технология – позволяет использовать научные знания на практике.
Инженерия – помогает работать с ресурсами, учит экспериментировать.
Математика – развивает точность логического мышления.
Искусство, гуманитарные дисциплины – это путь к пониманию социальных и исторических процессов, коммуникации.
Популярность STEM-подхода обусловлена следующими факторами:
- программы, основанные только на учебных предметах, уже не закрывают потребности современного учащегося. Очень часто такие учебные предметы, как физика, химия, история, математика и другие дисциплины оставляют разрозненные знания в голове учащихся. STEM-подход решает данную проблему, создавая стойкие логические связи между учебными предметами;
- учащиеся с трудом решают задачи, требующие междисциплинарного подхода. Очень сложно соединить в логическую цепочку знания, полученные на разных учебных предметах.
- разрыв между теорией и практикой. Часто учащиеся не осознают, как текст параграфа может соприкасаться с реальной жизнью. Ключевой вопрос зуммеров «Зачем нам это нужно?».
STEM-подход имеет сильные активы в решении данных проблем.
Во-первых, связывает воедино учебные дисциплины.
Во-вторых, «склеивает» разрозненную информацию.
В-третьих, помогает интегрировать теорию в практику.
В-четвертых, способствует формированию метапредметных компетенций.
STEM-подход применим на любом из уроков, так как обеспечивает эффективные междисциплинарные связи. Однако, наиболее эффективно STEM-подход работает при организации проектной деятельности учащихся.
Учебный проект с точки зрения учащихся, это развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном потоке, отбирать нужную информацию, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность способствует развитию у учащихся метапредметных компетенций: постановка целей, распределение ролей в команде, умения находить решения, коммуникация, презентация итогов проекта.
Как воплотить проект через призму STEM-подхода на практике?
- Выбираем тему проекта.
- Организуем команды по интересам.
- Ставим прикладные задачи для каждой команды.
- Промежуточные результаты по проекту. Консультативная помощь.
Защита каждой командой своего блока проекта.
V. Этап практического применения знаний.
Задача: обеспечение практической деятельности участников по использованию STEM -подхода (на примере исторического материала, с использованием математических знаний, знаний по информатике, трудовому обучению, изобразительному искусству, искусству)
Формирование групп для работы в мастер-классе.
Деление участников мастер-класса по цветовому жребию. Рассаживаются по группам.
Задания группам:
1 группа «Придворные архитекторы»
Задача: Создать архитектурный дизайн замка. Возможные варианты: аппликация, Лего-конструктор, рисунок.
2 группа «Первопроходцы»
Задача: С помощью карты местности найти самолёты, установленные в г.Глубокое. Составить маршрут с помощью образовательного робота MATATALAB (сведения о городе - из Интернета).
3 группа «Придворные казначеи»
Задача: Просчитать стоимость доспехов рыцаря.
Таблица цен
Снаряжение |
Стоимость в средневековье |
Современная цена |
Шлем |
6 коров |
|
Доспехи |
12 коров |
|
Поножи |
2 коровы |
|
копье и щит |
2 коровы |
|
боевой конь |
12 коров |
|
повозка с упряжкой |
6 коров |
|
Всего |
|
|
Задача: сколько рыцарей мог снарядить барон, если его доход составлял в год 28 тыс. долларов (современный доход)
4 группа «Военные дизайнеры»
Задача: Снарядить рыцаря на войну, используя предложенные доспехи и оружие (вариант выполнения задания – аппликация).
Стрела |
пластинчатый панцирь |
||
Меч |
рукавицы кольчужные |
||
Арбалет |
Шлем |
||
Кистень |
Набрюшник |
||
Щит |
латные башмаки |
5 группа «Эскурсоводы»
Задача: Создать вид города Глубокое начала ХХ века. Сопоставить объекты города, используя старые и новые фотографии города. Составить фотоколлаж с помощью компьютерной программы AutoCollage.
|
|
Площадь 17 сентября |
|
|
|
Улица Московская |
|
|
|
Центральная площадь |
|
|
|
Гимназия им. Люблинской унии |
|
Презентация работы групп
В процессе презентации проводится промежуточная рефлексия работы групп, эффективности применения каждого из предложенных методов и приемов.
VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия
Задача: оценка эффективности взаимодействия участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности.
Мастер. Современный учитель должен идти в ногу со временем и конечно, опережать своих учеников, уметь свободно работать с любой компьютерной программой, робототехникой и обладать всеми качествами современного человека, чтобы самому быть примером для своих учеников.
STEM-подход позволяет развивать умения анализировать, оценивать, сегментировать информацию, применить знания в незнакомой ситуации, не просто запоминать учебный материал, а понимать глубже суть темы.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Мы очень благодарна вам, что вы были активными его участниками.
Мы поделились с вами опытом своей работы, а сейчас предлагаем кубик Блума. Необходимо выбрать для себя подходящую грань и продолжить фразу: «Сегодня я узнал…», «STEM – это …», «Было интересно…», «Теперь я могу…», «Я попробую…», «Спасибо за …».
Большое спасибо за сотрудничество! Желаем всем успехов в применении STEM-подхода на практике. И, помните, к успеху нет лифта, есть только лестница.