Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во вреурочной деятельности
Адамович Наталья Афетовна
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Адамович Наталья Афетовна, учитель биологии
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Рассмотрение проблемы работы с одарёнными детьми является одной из важнейших задач современного образования. Раннее выявление, сопровождение и поддержка талантливых детей занимает центральное место в процессе совершенствования образовательной системы.
Какого ребенка считать одаренным и как его выявить? Все зависит, на мой взгляд, от того, какой точки зрения придерживается сам учитель: все дети одаренные, или же одаренные дети встречаются крайне редко.
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Недаром еще Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам...». Задача педагога – увидеть, понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ребенок может быть одарен в различных видах деятельности: практической познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, духовноценностной [1].
Передо мной, как педагогом, стоит первостепенная задача – раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем. Можно ли на обычном уроке раскрыть природные особенности? Оказывается, можно! Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету [2, c. 3].
Грамотно организованный урок – это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся.
Моя задача – создать на уроке атмосферу добра и творчества, вовлечь обучающихся в деятельность. Но, как показывает практика, развивает способности не любая деятельность, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Готовясь к своим урокам, применяю формулу моделирования положительных эмоций: «удивление – интерес – радость». В каждом уроке должна быть изюминка, которая активизирует познавательную деятельность на урок, это может быть загадка, ребус, проблемный вопрос и т.д.
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления детей и работы с ними. Условно свою работу с одаренными делю на 4 этапа: первый этап – выявление одаренных детей, второй этап – групповая работа; третий этап – индивидуальная работа, четвертый – участие в очных олимпиадах, конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
На первых уроках биологии (с 6 класса), чтобы заинтересовать детей изучением нового предмета, провожу занимательные опыты, уделяю время вопросам истории биологии, предлагаю решить оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а вырабатывают привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся. Наблюдаю, как ребята справляются с заданиями. Если же ученик старается только ради отличной оценки, то это просто хорошо. А если ребенок делает для себя новые открытия, начинает неординарно мыслить и его любопытный ум требует новых задач, то это мой единомышленник. С такими ребятами мы переходим на новый уровень общения.
Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности учащихся. К таким условиям отношу:
- своевременное выявление интеллектуальных способностей;
- качество содержания программного материала (на более высоком уровне, выходя за рамки школьного учебника, излагаю теоретический материал); уровень профессиональной компетенции;
- дифференцированная работа на уроке;
- разнообразие и адресность творческих заданий.
Результатом первого этапа является банк данных одаренных детей в классах, в которых я работаю.
На втором этапе (второе полугодие) для учащихся 6 классов объявляю о наборе на дополнительные занятия по биологии.
Работу дополнительных занятий строю на основе организации групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение биологического эксперимента, решение биологических задач.
В течение полугодия выявляю группу учеников, самых стойких и любознательных. И вот с ними начинается индивидуальная работа.
Третий этап – выполнение творческих заданий в ходе дифференцированного подхода на уроках. На индивидуальных занятиях мы 20 решаем олимпиадные задачи разного уровня сложности. В моем арсенале имеется банк олимпиадных заданий разного уровня сложности, как теоретических, так и практических, используем также открытые банки заданий в сети Интернет. Активно привлекаю обучающихся к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах, такой опыт участия позволяет расширять кругозор и готовить детей к очному участию. На данном этапе веду активную профориентационную работу, ориентируя учащихся на биологические и медицинские специальности. Выявив заинтересованность детей к той или иной профессии, вовлекаю их в активное самопознание и самообразование с использованием различных ресурсов сети Интернет. Использую на уроках и во внеурочной деятельности онлайн-сервисы: LearningApps, Cool формы.
Четвертый этап – участие в очных олимпиадах, конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
Если ты преуспеваешь в чем-то, то об этом должен знать не только ты. Так говорю я своим участникам состязаний. И если ты лучший в какой-то области в своем учреждении, тебе самому нужно посмотреть, как ты выглядишь на фоне других таких же целеустремленных ребят в районе, в области, в республике. И сразу оговариваю момент, что победа в данном случае хорошо, но это для нас не главное. Главное для нас – опыт.
И труд, который мы вложили в достижение поставленных целей, не пройдет даром, даже если ты не на пьедестале. Помни, что ты приобрел, стремясь к победе: в первую очередь, развил интеллектуальные способности, расширил свой кругозор и улучшил абстрактное и логическое мышление, а значит, усовершенствовался!
В будущем это поможет тебе решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, вопросы намного лучше, так как ты уже умеешь смотреть на задачи с разных сторон и рассматриваешь их под разным углом. Решение олимпиадных заданий отлично натренировало у тебя нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.
Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие!
И в заключение хочу сказать, что немаловажным фактором при подготовке учащихся является личность педагога, его взаимоотношения с учеником. Совершенно прав был восточный мудрец, сказав, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
Помимо широкого кругозора, увлеченности своим предметом и стремления к высокому качеству работы, учитель должен быть немного 21 актером, а также психологом, чтобы не только передать необходимый запас знаний, но и найти индивидуальный подход к ребенку и влюбить его в свой предмет, привить интерес, задать нужное направление. Все это в сочетании с трудолюбием и настойчивостью ученика и определит его будущий успех.
Список использованных источников
1. Панов, В. И. Одаренность как проблема современного образования / В. И. Панов. – Самара, 2007 – 477 c.
2. Нурахметова, К. С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. – 2010. – № 6. – С. 122–127.