Консультация в рамках проекта «Родительский университет»
«Конфликтные ситуации между ребенком и родителем: как услышать ребенка»
Консультация в рамках проекта «Родительский университет»
Противоречие целей и мнений наблюдается и у самых близких людей — родителей и детей. Полностью избежать конфликтов не удается даже опытным родителям. Ребенок растет, расширяя зоны своей самостоятельности и личного пространства, а родители не всегда готовы принять их. Да и границы этих зон часто нуждаются в корректировке.
Причин конфликтов множество: школьная неуспеваемость, нарушение правил поведения, разное восприятие жизни, несдержанность детей и т.д.
Способы разрешения конфликтов
Оказавшись в противостоянии с собственным ребенком, родители задаются вопросом, как этот конфликт разрешить. Существуют такие способы, как давление на ребенка и наказание. Но они неконструктивны, потому что, постоянно подчиняя ребенка своей воле, родители пресекают развитие его потенциала, а наказание является исключительной мерой, которое не должно войти в привычку. Единственное, что работает, — это родительская уверенность в себе, которая позволяет стоять на твердой позиции, не вступать в полемику, не отвечать на агрессивное поведение детей.
Какими бы ни были причины конфликтов с детьми, общие принципы их разрешения предполагают следующие действия:
- осмыслить причину своего раздражения, гнева или обиды, обязательно взяв эмоции под контроль
- понять, какие цели преследует ребенок, вступая в конфликт
- поговорить с ребенком о причинах вашего негодования, не повышая тона и не вспоминая прошлых обид, проанализировав краткосрочные и долгосрочные последствия подобного поведения
- дать ребенку возможность высказаться, внимательно выслушав его позицию
- разобрать конфликт «по косточкам», не пытаясь переубедить ребенка в малоэффективности его намерений
- выслушать предложения ребенка по выходу из конфликта и озвучить свои
- прийти к согласию, выбрав наиболее приемлемый вариант для обеих сторон.
Спокойное разрешение спорной ситуации должно стать нормой. В то же время дети должны ясно осознавать, что у них есть обязанности, которые они должны выполнять.
Рекомендации родителям «Как себя вести в конфликте с ребенком»
- Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ….?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
- Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».
- Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
- Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия. Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.
- Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто-то был не совсем искренним и на самом деле предложенный выход из ситуации кого-то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
- Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
- Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
- Стараться понять требования ребенка.
- Помнить, что для перемен нужно время.
- Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
- Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
- Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
- Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
- Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
- Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
- Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
- Делать все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость.
- Научить ребенка справляться со своим гневом.
- Применять все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина.
- Предупреждать конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать.
- Основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь.
- Не применять физических наказаний в отношении ребенка.


















